15 мар. 2011 г.

Первая пятерка

Окей, появился список из 33 вопросов, так что буду писать по ним. Сегодня 5 пунктов.
Так же планирую после окончания сессии начать обмазываться майнкрафтом, так что будет обширный блок постов о познании мира кубов со стороны человека, первый раз его запустившего и смотревшего два с половиной мануала.


1.Философия как наука. Предмет философии. Философия и формы мировоззрения.
Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания, искусству обучения, законодательству и др. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом. Она устремлена к целостному постижению универсума. Философия задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос: "Что есть сущее?" В этом смысле справедливо определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах".
Мир в глазах философа - это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи).
Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки.
В философии невозможно найти лишь один единственный удовлетворяющий ответ на поставленный вопрос. Если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвастаться подобной однозначностью. 
Философия - наука о наиболее общих сторонах мироздания.
Философия - наука о сущности мира, о законах его развития и методах познания.
В отличие от отдельных наук, которые  автономно разведены по своим предметным областям, философия имеет грани пересечения с каждой из них. При этом философия по сути своей  не может не замечать фундаментальных научных открытий.


Предметом философии можно считать вопросы об отношении человека к бытию (идеализм-материализм) и вопрос о познаваемости мира (гностики-агностики). Но для каждой школы вопросы и соответственно предметы философии были своими.


Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

2.Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.
Существует четыре теории об основном вопросе философии: 
а) Вопрос о первичности/вторичности Материи и Сознания.
  1. Материя первична, Сознание вторично. (материализмСознание отражает материю, есть результат материализм. Демокрит «Линия Демокрита»
  2. Сознание первично, материя вторична. (идеализм). Платон, Гегель; «Линия Платона»
  3. ДуализмМатерия и Сознание существуют параллельно, независимо друг от друга. Соединение отдельных положений материализма и идеализма, называют эклектика.
б) Вопрос о познаваемости сущности Мира.
  1. Гностицизм (материалисты, часть объективных и субъективных идеалистов): Субъективный идеализм: познавать мир, значит познать комплекс человеческих ощущений. Объективный идеализм: познавать мир, значит познать абсолютную идею.
  2. Агностицизм (Юнг, Кант)
  3. Скептицизм – философское направление, представители которого не настаивают на непознаваемости мира, но выражают сомнения в достоверности наших знаний.
в) Вопрос о соотношении сущностей Мира и Сознания.
г) Вопрос о соотношении сущностей Мира и Человека.

Материализм - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является первичным началом, а идеальное — вторичным. Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Материализм исходит из учений древнегреческих философов, таких как Анаксимен, Гераклит, Фалес, Демокрит, эпикур и пр.
Идеализм - термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Гностицизм - философское мировоззрение, утверждающее что мир познаваем. Гностики рассматривают наш мир как результат ошибки, аварии, случившейся в процессе творения.

Бог-Отец начал создавать плерому (полноту) совершенных эонов, и поначалу всё шло нормально. Но в какой-то момент один из эонов проявил своеволие, и всё пошло враскосяк. Как одно из последствий "аварии", возник этот несовершенный материальный мир, который изначально никто не собирался создавать. Творцом этого мира гностики считают больного, несовершенного Демиурга, который в свою очередь является порождением эона-нарушителя.

Это, конечно, очень упрощенное описание, однако оно даёт некоторое представление о духе гностических учений. 
Позже дополню.

Агностицизм - философская позиция, полагающая принципиально невозможным познание метафизических истин. Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования Богов, вечной жизни, и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей. Поэтому агностик может верить в Бога, но не может быть приверженцем догматических религий (христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о непознаваемости мира — агностик, если и верит в Бога, то лишь допускает возможность Его существования, зная, что может ошибаться, т.к. считает приводимые аргументы в пользу существования или не существования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.

3. Второй вопрос философии. Диалектика и 
метафизика.

Второй вопрос философии - о развитии.
Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Диалектиканаука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектика предшествовала долгая история, и само понятие диалектики. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия о большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное.
Позже дополню.

4.
Формы идеализма. Объективный идеализм. Субъективный 
идеализм. Дж. Беркли.

Следует различать две главные формы идеализма - объективный и субъективный: для первого характерно признание духовного первоначала, вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. 

Объективный идеализм в концептуальной форме получил первое законченное выражение в философии Платона. В средне-вековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время крупнейшие мыслители - Лейбниц, Шеллинг, Гегель. Основные признаки
  • отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений априори. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия.
  • считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).
Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Беркли и Юма.Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Родоначальник субъективного идеализма - Джордж Беркли. 

Философское мировоззрение Беркли развилось отчасти как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма Локка. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против Беркли как философов, так и богословов. Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека.

5. Основные интеллектуальные достижения античной философии. Наивный материализм. Стихийная диалектика.
Философия возникла в рабовладельческом обществе, развитие которого способствовало появление первых философских учений. Медленно развивалось производство не мифологического, а естественных объяснений природы. Объяснения мира из самого себя, таковым, каков он есть. Ответ на эти требования в обществе появились зачатки натурального объяснения природы, что все произошло из вед океана и воздух присутствует во всех вещах. Древние индусские мыслители в своих философских книгах – ведах, тоже пытаются объяснить мир, исходя из натурал. предписаний. Древние китайские философы говорили, сто всё природные явления состоят из материальной частицы «ци» и подчинение в своем развитии зак–ти «дао» .

Зачатки натурального подхода к об – ию природы стали идейная истоя древних философских учений.

В 6-7 вв. до н.э. бурно развивалась философская мысль в Греции, здесь создаются новая не мифологическая картина мира, центральный элемент – это учение о космосе – «космология».Согласно взглядам древнегреческих натурфилософам, космос охватывает всю землю, человека, растительный и животный мир, все небесные святила. Он имеет сферическую форму, конечную по своим размерам. В нем все возник вопрос: к чему все возвращается. Ответы на эти вопросы философии не одинаковы:

1.Натурфилософы считали основой всех вещей воду, воздух, огонь, землю ( из воды все происходит в воду все превращается).

2.Пифагоренцы видели основы всех вещей в математических цифрах.

3.Эмматы считают первоосновой всех вещей в ед-м: недвиж. бытии.

4.Анатомисты первоосновой всего сущего считали атом. Атомы разл. между собой размерами и формат. и двиг. в пустате образ. Леногор. предметов мира.

Материализм носил наив. характер, он не был подкреплен научными доводами, но содержал в себе гениальные догадки. Представители наивн. материализма – Энфур, Лукрецки кар, Демокрит.

Большое внимание уделялось древнегреческим мыслителям и развитию диалектики. Они видели взаимосвязь вещей, их пост. Развитие предметов диалектической мысли древности был Гераклит.

Диалектика древних философов носила стихийный характер, ее выводы нельзя было доказать на практике научно. Тем не менее наивный материализм и стихийная диалектика древних философов способствовала развитию, как философской мысли, так и естествознания.

На виду с материализмом развивалась и идеалистическая философия. В древнем мире она представляла пифагорейцами, утверждалось, что сущ-ю является число. Представители Сократ и Платон.

С возникновением 2 направлений (материализма и идеализма) начинается борьба между ними. Материализм был представлен «линией Демокрита», а идеализм «линией Платона»

Выводы:

1.Особенность античной философии – это наивный материализм и стихийная диалектика.

2.В это время были созданы 2 основных направления философии- материализм и идеализм.

3.В философских учениях древности были заложены основные тенденции развития всей философской мысли.

4.Наивный материализм и стихийная диалектика положило начало научному пониманию мира, стали основой для возникновения разных наук.

Комментариев нет:

Отправить комментарий